Продолжение знакомства с материалами дистанционного семинара Кемеровского института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Новые технологии и сервисы для повышения качества информационного обслуживания пользователей школьных информационно-библиотечных центров».
Модуль 2 «Технологии обеспечения доступа участников образовательной деятельности к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам».
Весь материал можно разделить на два вопроса. Первый: какие Интернет-источники могут быть основой для создания виртуального читального зала? Примеры на плакате.
Материалы модуля знакомили с особенностями организации виртуальных читальных залов. Виртуальные читальные залы - это путеводители по
общедоступным Интернет-ресурсам. Они включают каталоги образовательных
Интернет-ресурсов, порталы, сайты, электронные библиотеки, периодические,
справочные и учебные издания.
Весь материал можно разделить на два вопроса. Первый: какие Интернет-источники могут быть основой для создания виртуального читального зала? Примеры на плакате.
Второй: как организовать подобный читальный зал? Примеры на плакате.
Когда читальный зал уже организован появляется новый вопрос: как организовать справочное и информационно-библиографическое обслуживание детей и взрослых на основе удаленных региональных, национальных, глобальных ресурсов?
Вот мои предложения:
- Информируем пользователей о возможности использования общедоступных библиотек Интернета на родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях предметных методических объединений, классных часах, уроках по формированию информационной грамотности, занятиях внеурочной деятельности и т.д.
- Информируем своих пользователей посредством листовок, буклетов, закладок и т.п. о возможностях общедоступных библиотек.
- Создаем интерактивные выставки с использованием удаленных ресурсов. Пример подобной выставки пост на блоге «Гимназист читающий» «Адвент-календарь». Читателям предлагался адвент-календарь на последний месяц уходящего года. На каждый день предлагалась к прочтению своя книга. С помощью интерактивных меток каждая книга связана с полнотекстовой библиотекой, в которой ее можно было ее прочитать.
- Другой вариант интерактивной выставки – это бумажный плакат с QR-кодами (ссылками на полнотекстовые библиотеки).
- Используем такие коды на сайтах (блогах) библиотек (школ). В блоге «Гимназист читающий» в сайдбаре я поместила QR-код на книгу, изучаемую на уроках литературы в 10-х классах сегодня. В коде зашифрован адрес книги на портале «Культура.РФ».
- Создаем библиографические пособия, указатели, листовки, где помимо описания книги даем ссылку на нее в общедоступной библиотеке.
Судя по тому, что в Интернете кроме ссылок на общедоступные библиотеки ничего на сайтах библиотек нет, библиотечное сообщество пока не имеет обобщенного опыта использования таких ресурсов. А может просто не имеет возможности их использования. Так что это перспективное развитие деятельности библиотек ещё очень мало развито.
И в заключении две очень интересные ссылки.
Интерактивный навигатор по романам Жюля Верна Время приключений". Проект представляет собой карту, на которой расположены 54 ячейки — по количеству книг из цикла «Необыкновенный приключения», изданных при жизни Верна. При клике на иллюстрацию выдается краткая справка о романе и интересный факт о нем. Для удобства навигация осуществляется и с помощью фильтров: можно выбрать произведения по месту действия (в космосе, например, или под водой), географии или жанровым особенностям (детектив, любовная линия и т. п.). Кроме того, в «подвале» проекта есть импровизированная книжная полка с романами — это еще один элемент навигации, где романы располагаются от самого объемного («Дети капитана Гранта») до самого короткого («Зеленый луч»).
Путеводитель по литературно-краеведческим интернет-ресурсам "Литературный мир России", созданный в рамках реализации «Основ государственной культурной политики» в Российской национальной библиотеке. В путеводителе представлены аннотированные ссылки на литературно-краеведческие интернет-продукты (сайты о писателях, виртуальные выставки и экскурсии, «литературные карты» регионов, арт-проекты и др.), сайты литературных музеев, ссылки на ресурсы, рассказывающие о литературных памятниках и памятных местах региона, информация о мероприятиях, проводящихся библиотеками, музеями, литературными обществами и другими организациями.
Ресурс представляет собой сайт, содержащий 85 страниц – по числу регионов Российской Федерации. Информация на каждой странице рубрицируется по девяти разделам, наиболее полно отражающим литературную жизнь региона. Под этими рубриками собираются интерактивные ссылки на литературно-краеведческие ресурсы, создаваемые в крае. Ссылки снабжены краткими аннотациями, раскрывающими содержание сайтов.
Интересные и необычные ресурсы, которые можно использовать и как источники для виртуального читального зала, и как материал для массовой работы, и как дидактический материал для проведения уроков по формированию информационной культуры.
Здорово, Татьяна Владимировна! Со 2 апреля - новый ПДС. Вы записались?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! На семинар не записалась - с 11 апреля уезжаю на курсы.
УдалитьТатьяна Владимировна, спасибо за достаточно интересную информацию. Виртуальный читальный зал - это не будущее, а уже настоящее!
ОтветитьУдалитьАктивно осваиваем новые технологии с помощью дистанционных семинаров КРИПКиПРО. Удачи на этом пути, Елена Владимировна.
Удалить