Постоянные читатели

вторник, 11 февраля 2020 г.

Лучшая книга для подростков

В мире написано множество книг для подростков. Каждый библиотекарь имеет свой собственный список книг, которые, как нам кажется, помогут подросткам лучше понять себя и окружающих. Но понятны ли современному подростку книги далёких лет, интересны ли они им? 
Что читают подростки сегодня? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы и, конечно, книги современных авторов. В любом случае, сегодняшним подросткам необходимы книги про современное время и ровесников.

На портале "ВикиСибириадас 1 февраля по 6 марта 2020 года проводится акция "Лучшая книга для подростков: век 21-й".  В акции  предлагается рассказать о тех современных книгах, которые вы считаете лучшими. В результате будет составлен список “Лучшая книга для подростков: век 21-й”.
Коллективный список участников акции можно посмотреть здесь. Лично я положила его в закладки и собираюсь часто в него заглядывать.

Вопрос современной подростковой книги меня тоже давно волновал. В рамках маленького сибирского города с одним(!) книжным магазином очень сложно следить за новинками. Помогают советы коллег, списки, составляемые Российской государственной детской библиотекой (РГДБ), советы самих подростков. Сегодня я пользуюсь интернет-магазином "Лабиринт" как возможностью купить новые книги, так и возможностью познакомиться с отзывами тех, кто книги уже прочёл. Отзывы читателей помогают ориентироваться в книжном море, хотя и не являются тем, что формирует моё представление о той или иной книге как читателя и как профессионала. У меня теперь есть список современных книг о подростках и для подростков, и с помощью акции я надеюсь его пополнить.

Далее я привожу мой отзыв на одну из приобретённых в интернет-магазине "Лабиринт" подростковых книг. Может с его помощью книга найдёт ещё одного своего читателя.

Алессандро Д`Авения «Белая как молоко, красная как кровь». Дебютный роман итальянского писателя принёс ему всемирную славу и выдержал несколько переизданий в странах Европы и США. Именно это обстоятельство подвигло меня прочесть эту книгу. Имя мне неизвестное. Название звучное.
Итак, главные герои.
Лео (Леонард). Ему шестнадцать. Ученик первого класса классического лицея. Игрок футбольной команды «Пираты». Любитель гонок на мопеде без тормозов. Играет на электрогитаре. Не любит учиться (а кто в 16 любит учиться? Да и не только в 16…). Больше всего не любит белый цвет. «…белый цвет – это ничто, такое же ничто, как тишина. Без слов, без музыки жизнь пуста. Пребывать в тишине – то же самое, что находиться в пустоте. Я совершенно не выношу тишины и одиночества, для меня тут нет разницы».
У Лео два друга. Ник. Соратник по футболу и гонкам на мопедах. И Сильвия. Одноклассница. «Сильвия – одна из тех, с кем говоришь обо всём на свете».
А еще есть Беатриче. Глаза у нее зелёные, а волосы огненно-рыжие. «…распустит – и словно заря перед тобой занимается». «Беатриче огненно-красная. Как любовь – красная. Землетрясение, которое крушит всё». Как вы понимаете, Лео любит Беатриче.
Для меня одним из главных героев стал и Мечтатель – учитель истории и философии, пришедший на замену мадам Арджентьери. Его портфель набит книгами, и он любит тех, кто учится. Мечтатель ведёт блог. Своим предназначением считает «искать красоту повсюду, где только можно найти, и дарить её тем, кто рядом с тобой». Умеет рассказать о книге так, что не прочитать её просто невозможно. Умеет слушать и слышать. Делает первый шаг навстречу ученику, понимая, что причиной его поведения стало смятение, неумение справиться с реалиями жизни. У меня были очень хорошие учителя. Жаль только, что Мечтателя среди них не было.
Обычная жизнь итальянского подростка. Обычная до тех пор, пока не оказывается, что Беатриче больна лейкемией. «Беатриче – загадочная часть моей мечты. Ключ, который открывал в неё дверь. А теперь появляется эта штука, которая хочет отнять её у меня. Если не станет Беатриче, не станет мечты. И ночь окажется ещё темнее, потому что вообще не будет никакого рассвета».
Местами эта книга напоминала мне роман  Триши Кук «Полночное солнце». Неизлечимая болезнь, любовь и стремление юноши сделать короткую жизнь героини  насыщенной и счастливой. Триша Кук - женщина и её роман написан от лица главной героини. Алессандро же мужчина и главный герой романа Лео. Может потому текст произведения мне показался рваным, к концу романа даже фрагментарным. В нём отражалось смятение героя, его страх перед неизбежностью смерти, его неумение справиться с ситуацией, когда лучшим выходом эмоций кажется разрушение этого несправедливого мира. Герою очень повезло, что у него были Сильвия, Мечтатель и любящие родители. Они помогали бороться с белым цветом. «Жизнь никогда не ошибается, если у тебя, сердце, хватит мужества принять её…»
Книга оставляет какое-то странное ощущение смятения чувств, их неустроенности и непричёсанности. С тобой остается только мысль, что нести любовь, добро и свет окружающим, даже когда для тебя это очень непросто, это то, что делает тебя ЧЕЛОВЕКОМ и наполняет твой мир и мир вокруг красками.
Посоветую ли я читать этот роман? Да. Вы, новые читатели романа, прочтёте его по-своему. Этот будет ваш читательский и жизненный опыт, ваши выводы и суждения. Кто-то не примет книгу, а для кого-то она станет открытием.

P.S.
«Вот уже пять минут мы лежим рядом с закрытыми глазами в полнейшей тишине. Это Беатриче научила меня такой игре. Нужно помолчать несколько минут, закрыв глаза и рассматривая возникающие при этом краски.
- Что видел?
- Ничего.
- Сосредоточься.
- А ты что видела? – любопытствую я.
- Всё, что у меня есть.
- Какого цвета?
- Красного.
- И что это?
- Любовь, которую мне дарят. Любовь – это всегда долг, поэтому она красного цвета.
- А ты, Лео, что видел?
- Белый цвет.
- С закрытыми глазами?
- С закрытыми глазами.
- И что же это?
Молчу.
- Ну?
- Всё, чего у меня нет. Любовь – это всегда кредит, который не возвращают…»
А что видите с закрытыми глазами вы?

P.S.S. 
На книге стоит возрастной ценз 12+. Но я бы рекомендовала книгу тем, кому 16 и более. 

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Я рада, что вы решили принять участие в акции Вики-Сибириады. Я вот не знаю сейчас никаких новых книг для подростков.

    ОтветитьУдалить