Постоянные читатели

четверг, 21 сентября 2017 г.

Информационно-библиотечный центр

В рамках реализации проекта по созданию информационно-библиотечных центров на базе КРИПКиПРО (Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования) создана Федеральная стажировочная площадка. Четыре школы области стали базовыми для проведения практической части стажировочной площадки в прошлом году. Еще четыре присоединилось в сентябре. Среди них и гимназия, в которой я работаю.

В начале сентября мы получили оборудование под звучным названием "Аппаратно-программный комплекс для библиотекаря". В него вошли:
  • специализированный программно-технический комплекс библиотекаря (это моноблок, компьютер, проще говоря)
  • интерактивная доска с проектором
  • колонки
  • МФУ цветной для сканирования, ксерокопирования и печати
  • информационный терминал (зверь в библиотеке доселе невиданный, пока не изученный, и, как его использовать, пока непонятно)
  • устройство для организации беспроводной сети (роутер)


Это плюс к уже имеющемуся оборудованию библиотеки: 5 компьютеров, 2 МФУ черно-белых, ламинатор и оборудование для ВКС-связи. 

Как же из библиотеки создать информационно-библиотечный центр? Как изменится функционал библиотекаря, состав деятельности, направления профессионального движения? Вопросов больше чем ответов.
Устранить некоторые профессиональные дефициты мне помогли статьи журнала "Школьная библиотека сегодня и завтра".
1. Сиркиз, Е. В. Преобразование школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр - запрос современного общества и образования [Текст] / Е. В. Сиркиз // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2015. - № 8. - С. 43-48.
2. Кузнецова, Н. В. От школьной библиотеки к информационно-библиотечному центру: внедряем ФГОС основного общего образования [Текст] / Н. В. Кузнецова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2015 № 8. - С. 49-60.
3. Илларионова, Н. Ф. Школьная библиотека - учебно-информационный центр: теория и практика [Текст] / Н.Ф. Илларионова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2015. - № 8. С. 61-66.
4. Как создать из библиотеки общеобразовательной организации информационно-библиотечный центр [Текст] : методические рекомендации / сост. Л. П. Кармановская // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2016. - № 8. - С. 4-17.
5. "Формы и методы деятельности школьных информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС" [Текст] : по итогам регионального семинара // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2016. - № 8. С. 40-45.
6. Пиняскина, Т. А. Информационно-библиотечный центр как площадка для организации совместной деятельности участников образовательного процесса [Текст] / Т. А. Пиняскина // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2016. - № 8. С. 46-51.
7. Рыженко, Т. А. Школьный информационно-библиотечный центр в свете требований ФГОС [Текст] / Т. А. Рыженко, А. В. Зубова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2017. - № 2. - С. 44-47.
8. Семенова, О. И. "Умный" ИБЦ школы как ресурс реализации профессиональной деятельности педагога-библиотекаря [Текст] / О. И. Семенова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2017. - № 2. - С. 48-52.
9. Боловцова, Ю. А. Реализация проекта "Развитие библиотечно-информационных центров в Республике Хакасия" [Текст] / Ю. А. Боловцова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2017. - № 5. - С. 43-48.

К слову о журнале. "Дружу" с ним с первого номера. Практико-ориентированный - раз, работает на опережение - два, повышает квалификацию - три, знакомит с опытом коллег - четыре. Среди журналов, рассчитанных на школьных библиотекарей, на сегодняшний день для меня он лучший.

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! поздравляю Вас с техническим обеспечением! Это здОрово! Скажите, а сколько в Вашей библиотеке работает человек7 Потому что, если 1, то это нереально... У меня стоят 5 терминалов, но я не успеваю работать с ними... Читателей обслуживаю, мероприятия провожу. Если сделать доступ в медиатеку - с 14 часов, когда нет наплыва, то у детей уже нет потребности. Да и оборудование такое, что старшеклассники смеются... А как у Вас?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Людмила Федоровна! В библиотеке одна штатная единица - я. Как будет строиться работа с учетом расширения функционала - мне пока тоже не очень понятно. Нас ориентируют формировать информационную культуру, продвигать различные ресурсы (традиционные и электронные). А как будет складываться остальная работа - пока не представляю. Уже зашиваюсь и в блоги практические не выхожу. Работаю над нормативными документами - они должны быть новыми.

      Удалить
  2. Татьяна Владимировна, здравствуйте! Поздравляю, что вошли в число Федеральной базовой стажировочной площадки и с новым оборудованием. Хорошо будет, если будете освещать эту тему в блоге. Удачи и реализации новых планов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо за добрые слова и пожелания. Постараюсь освещать эту новую деятельность. Если хватит сил (и времени!!!).

      Удалить
  3. Татьяна Владимировна, поздравляю! Я не знаю, что такое информационный терминал. Вы его не сфотографировали? У вас теперь будет не школьная библиотека, а ИБЦ?

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина Михайловна, здравствуйте! Информационный терминал не сфотографировала по тому что мы его пока не установили. Это тоже компьютер, но сенсорный со специальной программой, рассчитанной на выдачу каких-либо справок. В нем есть шаблоны на школу, детский сад, вуз, Загс, центр социальной защиты. Шаблона для библиотеки нет. Это значит нужно будет придумать какую именно информацию необходимо в него внести. И да, мы теперь официально ИБЦ.

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна Владимировна, мои поздравления! Конечно, оборудование - это хорошо, но как только представишь сколько работы прибавилось на одного сотрудника и в перспективе не знаешь, будут добавляться сотрудники или нет, кровь в жилах стынет. Хотелось бы, чтобы те люди, от которых это зависит, наконец-то поняли, что дополнительные ставки - это не для того, чтобы мы сидели и семечки щелкали, а для эффективности работы.Но, как говорят, надежда умирает последней, хочется верить, что наша надежда до этого не дойдет. А вообще, работать стало интересней, ведь очень радостно, что прогресс все-таки доходит и до школьных библиотек, которые, в общем-то, никогда не были избалованы вниманием.

    ОтветитьУдалить
  6. И да, забыла, у нас в школе есть такой информационный терминал, он действительно рассчитан только на выдачу справок, но по большому счету - вещь бесполезная.Стоит как украшение угла в вестибюле. Цель терминала по сей день не понятна сотрудникам. Сказали - надо, так надо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня по поводу этого киоска, Людмила Ивановна, есть одна идея. У него есть антенна на прием сигнала Wi-Fi. На него можно выводить гимназический блог, и дети могли бы прямо в библиотеке его смотреть и играть в интерактивные литературные игры. Проблема в том, что он должен висеть на стене. Нужно идеально гладкая поверхность. У него вентиляция должна быть, поскольку он как ноутбук нагревается. Да и включаться он должен в розетку.

      Удалить